Центробежные насосы можно назвать одними из наиболее востребованных и применяемых насосов. Их несомненными достоинствами является простота изготовления и эксплуатации, следовательно - дешевизна. На предприятиях за внешнее сходство их с любовью называет "улитками", "центробежками".
Корпуса центробежных насосов отливают из чугуна, или отштамповывают из стали (при значительных давлениях). Корпус может быть как цельным, так и состоящим из нескольких частей, крепящихся между собой при помощи резьбовых соединений. Последний вариант более практичен, поскольку не затрудняет доступа к рабочему колесу, упрощает проведение ремонтных работ и замену деталей. Внутренняя поверхность корпуса должна быть максимально гладкой и не иметь острых углов, т.к. это препятствует движению жидкости, создает гидродинамическое сопротивление, т.е. снижает КПД агрегата.
Иногда в корпусе последовательно располагается несколько рабочих колес на одном валу. Такие насосы способны создавать большее давление и называются многоступенчатыми. В корпусе располагается рабочий вал, опирающийся на подшипники качения или скольжения. В агрегатах с большими частотами вращения вала, в которых наблюдается нагрев подшипников до высоких температур, в узлах подшипников применяют систему принудительного смазывания и охлаждения.
Насосные валы - одно из наиболее уязвимых мест насосов. На вращающийся вал действуют силы трения, тяжести, кавитации и пр. Поэтому чаще валы изготавливают из легированной (обладающей повышенной прочностью) стали, при работе в агрессивных средах - из нержавеющей стали.
Вал должен быть статично и динамически сбалансирован, в противном случае это может привести к преждевременному износу и даже механическому разрушению корпуса (на значительных частотах вращения). Проверка вала на сбалансированность производится с применением новейших технологий на специальных станках. Так же валы проверяют с помощью лазерных лучей и специфичного программного обеспечения.
Рабочее колесо "центробежки" можно назвать главной деталью. Именно благодаря колесу-ротору происходит передача механической энергии перемещаемой среде и от его устройства во многом зависит КПД. По конструкции колеса бывают открытыми ,т. е. без диска, покрывающего лопатки, и закрытыми. Центробежные насосы, применяемые для перекачки вязких жидкостей, как правило, выполняются с открытыми рабочими колесами, внешне напоминающими пропеллер. Такой же тип колес применяют в тех случаях, когда не требуется создавать большое давление в перекачиваемой среде.
Закрытый тип колес применяется гораздо чаще; в таких насосах КПД более высок, т.к. щелевые перетеки в жидкости почти отсутствуют. Именно такой тип колес применяется во многих "центробежках".
В крупногабаритных насосах рабочие плоскости колеса отштамповывают из стали и закрепляют в чугунном ободе. В химических насосах , предназначенных для перекачки агрессивных сред, иногда рабочее колесо изготавливается из каучука, керамики и некоторых других композитных материалов, стойких к химически активным веществам. Рабочее колесо жестко крепится на валу шпоночным или резьбовым соединением.
Для обеспечения герметичности насоса в местах выхода вала наружу устанавливаются сальники и уплотнительные кольца. В качестве источника механической энергии в насосах чаще всего применяются электродвигатели.
автор:www.agrovodcom.ru